Глава I. О сосредоточении


1. Итак, наставление йоге.

2. Йога есть прекращение деятельности сознания.

3. Тогда Зритель пребывает в собственной форме.

4. В других случаях - сходство с деятельностью [сознания].

5. Пять видов деятельности [сознания]: загрязненные и незагрязненные.

6. Истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память.

7. Истинное познание - [это] восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство.

8. Заблуждение есть ложное знание, основанное не на собственной форме [реального объекта].

9. [Ментальное] конструирование лишено референции и проистекает из вербального знания.

10. Сон есть [специфическая] деятельность сознания, опирающаяся на отсутствие [познавательных содержаний].

11. Память есть сохранение (букв. «неутрачивание») прошлого опыта.

12. Их прекращение [достигается] благодаря практике и бесстрастию.

13. Из них практика есть [непрерывное] усилие по сохранению устойчивости сознания.

14. Но она становится прочно укорененной [только тогда, когда] ее придерживаются в течение длительного времени без перерыва и с [должным] вниманием.

15. Бесстрастие есть состояние полного преодоления у того, кто свободен от влечения к чувственным объектам и целям, освященным традицией.

16. Оно - высшее, [когда] благодаря постижению Пуруши исчезает влечение к гунам.

17. [Оно] - сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости.

18. Другое [сосредоточение, при котором] остаются [только] формирующие факторы, предваряется практикой, обусловливающей прекращение [деятельности сознания].

19. [Бессознательное сосредоточение], обусловленное существованием, [бывает] у бестелесных и растворенных в первопричине [существ].

20. У других [существ бессознательному сосредоточению] предшествуют вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость.

21. У наделенных сильной устремленностью [сосредоточение] - в непосредственной близости.

22. Но и в этом случае тоже [имеется] различие ввиду слабости, умеренности или интенсивности [устремлений].

23. Или же [сосредоточение достигается] вследствие упования на Ишвару.

24. Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] «следами».

25. Семя всезнания в нем не имеет себе равных.

26. Учитель также и древних, ибо он не имеет временных различий.

27. Его [вербальное] выражение - священный слог Ом.

28. его рецитацию и сосредоточение на его объекте.

29. Отсюда - постижение истинной сущности сознания, а также устранение препятствий.

Последнее изменение: суббота, 9 января 2021, 17:52