Сутра 2
Глава I. О сосредоточении
30. Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание,
ложное восприятие, неспособность достижения [какой-либо] ступени
[сосредоточения], отсутствие стабильности [при сосредоточении] - эти отвлечения
сознания суть препятствия.
31. Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутствуют
рассеянным [состояниям сознания].
32. в целях их устранения - практика с одной сущностью.
33. Очищение сознания [достигается] культивированием дружелюбия,
сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию,
добродетели и пороку.
34. Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания.
35. Либо же [сверхчувственная] деятельность относительно
[соответствующих] объектов при своем возникновении [также] вызывает ментальную
стабильность.
36. Либо беспечальная и лучезарная...
37. Или же сознание, имеющее объектом [тех, кто] свободен от
желаний.
38. Или же [сознание], опирающееся на восприятие, [полученное] в
сновидении либо во сне без сновидений.
39. Или благодаря созерцанию того, что приятно.
40. Его могущество [распространяется на все] - от атома до
величайших [объектов].
41. Сосредоточение есть состояние «окрашенности» тем [объектом],
на который [сознание] опирается, [то есть] на субъект познания, на познание и
на объект познания, когда развертывание [сознания] прекращено, как в случае с
драгоценным камнем.
42. Здесь сосредоточение «с умозрением» лишено отчетливости
ввиду различия между словом, объектом и понятием.
43. Недискурсивное [сосредоточение есть такое состояние
сознания, когда оно], полностью очищенное от памяти и как бы лишенное
собственной формы, проявляет только объект.
44. Таким же образом объяснены рефлексивное и нерефлексивное
[сосредоточения], имеющие «тонкий» объект.
45. Свойство быть «тонким» объектом имеет [своим] ограничителем
«отсутствие признака» [как исходное состояние первопричины].
46. Именно они, [такие виды концентрации], и есть
сосредоточение, обладающее семенем.
47. При искусности в нерефлексивном [сосредоточении возникает]
внутреннее спокойствие.
48. Мудрость, [обретенная] при этом, [называется] «несущей
истину».
49. ввиду специфики своей направленности имеет иной объект,
нежели мудрость, [обретенная] на основании услышанного или на основании
логического вывода.
50. Формирующий фактор, порожденный такой [мудростью], является
препятствием для других формирующих факторов.
51. При устранении и этого[формирующего фактора наступает]
сосредоточение, «лишенное семени», ибо вся[деятельность сознания] прекращена.