Йога Преподавания, ведение индивидуальных занятий.

Вадим Опенйога.

Автор: Вадим Опенйога, Дата: 2012.01.28.

Здравствуйте, сегодня 28 января 2012г.

Меня зовут Вадим Опенйога.

Тема, которой мы сегодня будем заниматься - это йога преподавания, индивидуальные занятия йогой.

Итак, каждый из вас по окончанию МОЙУ, так или иначе, начнет продвигать йогу. Кто-то через преподавание йоги для людей, будете вести занятия. Кто-то через чтение очень сложных аксиоматических лекций. Кто-то через популяризацию йоги, через чтение понятных и образных лекций. Кто-то будет открывать свой бизнес или заниматься какими-то другими видами деятельности, где будет использовать знания йоги, в результате чего эта деятельность начнет преуспевать. И когда вы сами в этом убедитесь, то добровольно начнете всячески поддерживать йогу, так как только будет возможно. Безусловно, каждый будет выбирать свой собственный путь в дальнейшем. Принцип свободы священен и никто не может ничего от вас требовать после того как вы закончите МОЙУ, если на это не было каких-то отдельно оговоренных требований.

Сейчас на этом занятии мы начнем разбирать такую очень важную тему как преподавание йоги. Исторически преподавание йоги в МОЙУ подразумевалось как преподавание йоги для больших групп людей. Т.е. групповые занятия, когда вы приходите в зал и в этот зал приходит много людей, и вы ведете йогу для них таким образом, чтобы каждый из пришедших на занятие мог найти свой ритм, свою бхаву, свою нагрузку, свое переоткрытие йоги. Делать это очень тяжело. Надо правильно подобрать слова, чтобы дать человеку именно ту нагрузку, которая ему нужна и описания, которые были бы одинаковы для всех, в то же самое время. К сожалению, по ряду причин в свое время мы не делали ставку на ведение индивидуальных занятий, так как считали, что более целесообразно, чтобы один человек преподавал для группы людей. К счастью, Вселенная дала нам подзатыльник и сказала, что мы игнорируем достаточно большой процент людей, которые по тем или иным причинам не могут посещать групповые занятия, но страстно интересуются йогой. Поэтому, чтобы устранить этот пробел, мы сейчас с вами начнем рассматривать тему проведения индивидуальных занятий йогой, занятий, когда вы преподаете не группе, а вполне конкретному одному человеку.

Чтобы наше дело сдвинулось с мертвой точки и чтобы не проводить огромное количество занятий по этой теме, а провести ограниченное количество занятий, мы должны поступить следующим образом: вы должны понять логику процесса. Тогда, даже если мы что-то не успеем озвучить - эта логика будет сама собой вытекать из этих общих положений.

Итак, кто мне скажет, в чем радикальное отличие между проведением индивидуальных занятий и групповых?

Студент: Мне кажется, что здесь конкретно нужно подходить к этому человеку, и, исходя из его физических возможностей, конкретно давать нагрузку именно для этого человека.

Студент: Исходя из афоризмов преподавания, преподавать одному человеку сложнее, чем группе.

Студент: Язык разный, образы. Если ты знаешь, какими образами донести до конкретного человека, то занятие строится совсем по-другому.

Студент: Для преподавания йоги есть шаблоны, а для преподавания одному человеку все индивидуально.

Студент: Преподавание группе все более абстрактно, дается нечто среднее, а при преподавании конкретному человеку уже вырисовывается что-то конкретное, индивидуальное.

Студент: Для группы преподают больше методом энергии, а для отдельно взятого человека больше методом сознания.

Вадим Опенйога: Запомним эту точку зрения, она спорная на самом деле.

Студент: При преподавании одному человеку ответственности больше.

Студент: Существует более конкретная обратная связь между одним человеком и преподавателем, а когда это группа, то эта связь более общая. А здесь уже четкая обратная связь и ты должен ее улавливать и ощущать, как надо работать с человеком.

Студент: Я продолжу мысль. Здесь будет более тесный контакт между преподавателем и учеником.

Студент: При преподавании одному человеку легче скатиться к "чевоиса".

Вадим Опенйога: Да, хорошее замечание! Есть такие преподаватели йоги, которых в Москве полным-полно. Они как официант, "чего изволите". Меньше всего я хочу, чтобы вы стали бесчувственными, наглыми и с вызовом. Это одна крайность, когда человек мнит себя гуру с Гималаев, а те, кто пришел к нему заниматься - никто. Но и другой подход тоже крайность: «Чего изволите, за ушком почесать? Будет!»

Студент: Должен быть более тонкий эмоциональный настрой друг на друга. Т.е. тут уже больше идут методы энергии.

Вадим Опенйога: Вот уже другая точка зрения прозвучала, совсем противоположная.

Студент: Там очень сильная степень взаимодействия. И необходимо изучать преподавание, практику, теорию и аксиоматику более углубленно, потому что будут вопросы. Человек постоянно работает, приходит, и обязательно будут вопросы.

Вадим Опенйога: Да, друзья, здесь есть такой момент. Когда вы группе преподаете, вы можете игнорировать вопросы, потому что для вас группа превыше всего и все смешиваются. А когда один на один работаете, и вам что-нибудь задают в лоб, то вы уже не можете сказать, что в йоге преподавания сказано, что нельзя отвечать на вопросы, приходите на лекции. Так вы уже сказать не можете, вы в одном флаконе.

Студент: Важно где проходят занятия: либо это в стенах МОЙУ, либо дома, либо в каком-то съемном зале.

Вадим Опенйога: К сожалению, фактор того где проводить занятие очень важен. Если вы пришли к человеку домой, то очень тяжело не стать "чевоисом". Если человек к вам пришел, то вам наоборот легче диктовать свои условия. Бывает третий вариант, не очень приятный, когда вы находитесь где-то в третьем месте, а там обстановка негативная. Я помню, мы в спортзале проводили занятие, а администрация спортзала постоянно заглядывала и смотрела, а не секта ли там какая-то собралась, а то закрылись вдвоем в спортзале. Т.е. много вот таких факторов внешнего влияния.

Студент: Мне кажется, что клиенту может, не нравится музыка и тогда нужно считаться с его пожеланиями.

Вадим Опенйога: Давайте не будем употреблять слово "клиент". В Индии считается, что любой гость - это Бог. Так что считайте, что сам Бог к вам на занятие пришел. Помните афоризм, что будешь учить своих Учителей, так что это учитель к тебе пришел. А на счет музыки верно. Человек имеет на это право.

Студент: В группу приходят заниматься разные люди, и подготовленные и не подготовленные, поэтому здесь мы используем два метода: метод сознания и метод энергии. Когда же мы работаем с конкретным человеком, мы учитываем его физические возможности и пожелания. Поэтому мы будем подбирать, какой метод использовать, начинать, например, методом энергии, а затем подводить его к методам сознания.

Вадим Опенйога: Я преподавал много индивидуальных занятий, у меня есть в этом опыт. Вот придет к вам здоровый мужик и скажет, что ему нужен физический тонус, пока он своего не получит, он просто ничего слушать не захочет, он хочет физически нагрузиться. Другой придет и скажет, что ему нужна гармония, что особая физическая нагрузка ему не нужна. Третий скажет, что ему вообще теория нужна. Он понимает, что нужно как-то размяться, но он хочет аксиоматику, джнана йогу изучить. Четвертый еще что-то говорит. Вы помните, что любая мотивация, которая приводит человека в йогу, заслуживает уважения: здоровье хочет человек поправить, от бессонницы, или интеллектуально развиться, сверхспособности открыть и по воздуху летать, сквозь стены проходить, либо просто позаниматься йогой. Любая мотивация должна восприниматься нами с крайним уважением. Поэтому мы должны и занятия выстраивать так, как хочет человек.

Студент: Мне кажется, что тот факт, что человек, который хочет ходить на индивидуальные, а не на групповые занятия уже очень много говорит о самом человеке. Т.е. либо он скромничает, либо у него особенности, которые преподавателю нужно учитывать. И пока преподаватель не узнает, по какой причине человек хочет индивидуально заниматься, до тех пор не сможет правильно выстроить занятие.

Вадим Опенйога: Да, есть такой момент. Ко мне на индивидуальные занятия ходили и олигархи и скромные люди, стеснительные. Ему просто легче заплатить большую сумму денег и индивидуально как-то контакт найти, чем идти в незнакомую группу. Иногда это люди публичные: политики, певцы, композиторы, бандиты. Было и такое друзья! Только я уже потом это понял. Все проблемы вдруг начали очень быстро решаться, только специфичными методами. А потом я узнал, кого я йоге учил. Слава Богу, эти времена ушли! Но человек был хороший, между прочим.

Кто-то из-за своей публичности, ну не хочет человек светиться. Поэтому здесь есть еще один тонкий момент. Действительно, мы должны понять почему. Иногда можно перевести человека из категории индивидуальных занятий в группу, а иногда это не возможно в принципе. Иногда ты понимаешь, что этому человеку лучше в группу, т.е. никаких особых препятствий нет, и переводишь его.

Студент: В индивидуальном занятии больше используется подход сознания, конкретная практика для этого человека. Люди считают это эффективным, поэтому идут на индивидуальные занятия. Т.е. не потому что они скромные, а потому что они не хотят тратить время.

Вадим Опенйога: Да, некоторые не любят тратить время жизни и говорят: "Хочу спрессовано, чтобы меня "коучили" с утра и до ночи, неделю за неделей, чтобы я быстро наверстал". (Прекрасное старое русское слово "коучинг"!) И он соглашается на несколько занятий в неделю, чтобы пройти какой-то определенный курс. Вы должны помнить, что некоторые просто хотят очень быстро освоить разные методы. Пока эту крию самостоятельно выучишь, а тут можно быстрее. Некоторые просто хотят ускорить время, это тоже очень серьезный фактор.

Студент: На индивидуальном занятии важна системность. Когда мы преподаем группе, то там нет постоянного состава, все меняются, поэтому это не так остро необходимо вести какую-то линию.

Вадим Опенйога: Да, вы правы. В этом и заключается одна из самых серьезных проблем в ведении индивидуальных занятий. На групповых занятиях вы определяете окрас: что будет зачем, когда, в какой последовательности и так далее. Вы видите группу людей и как-то на них работаете. Если же вы работаете индивидуально, у вас должен быть четкий план для этого человека. Для группы вы в принципе не можете такого сделать. Так как сегодня человек пришел, а завтра не пришел. А тут вы знаете точно, что человек сегодня придет и завтра и послезавтра. Здесь уже в зависимости от того, что он хочет, вы должны уметь составлять план того, что ему дать.

К примеру, приходит человек и говорит: "Хочу хатха-йогу." И вы составляете план из десяти занятий, где последовательно вводите одни упражнения за другими. Т.е. на этом занятии познакомился с одними позами, на следующем закрепил старое и чуть-чуть нового изучил, на следующем еще что-то, чтобы за эти десять занятий пропустить все позы хатха-йоги, которые человек в принципе может сделать. Вы понимаете, что позу павлина он может и не сделать, но, во всяком случае, показать, что она есть и попробовать научить можно. Здесь одно за другим идет и у нас должен быть четкий план. Если человек говорит про крию, то аналогично. Если человек говорит про йогу вообще, то соответственно - это должен быть план, где будет немножко хатхи, немного крии, немного мантры и пранаямы. Если хочет чисто мантра йогу, имеет право, то должен быть разумный минимум хатхи и всего остального, так как без этого никак, и максимум мантра йоги. Так же с пранаямой, так как ей за один раз не особо много позанимаешься.

У меня было немало человек, которые приходили индивидуально изучать теорию йоги. Т.е. они целенаправленно хотели изучить то, что называется джнана йога или аксиоматика. Приходилось систематично им это все излагать. Наперед, чтобы вы не забыли, у вас есть совершенно замечательная подсказка. Какой бы вид йоги вы индивидуально ни вели, у вас есть Интернет Йога Курсы (ИЙК). Любой курс берете и на основании его пишете программу для человека, и, безусловно, с особенностями человека. Т.е. вы определяете, что это за человек, какие у него запросы, какое у него физическое состояние и т.д. И потом начинаете писать программу лично для него. Написали программу и начинаете по ней идти. То же самое касается теории йоги и всего остального. У вас как у студентов МОЙУ есть кладезь наработанной информации и вам не надо особо переживать, даже если в какой-то теме вы не особо твердо стоите. Все когда-то начинали! У вас есть очень хорошая структура, почему и требуется, чтобы материалы по всем курсам были проработаны. Более того, у вас есть система контроля. Иногда очень полезно даже на индивидуальных занятиях вводить систему контроля. Т.е., вы что-то объясняете, а потом задаете вопросы человеку. Это очень сильно бодрит.

Студент: А есть ли какой-то шаблон диагностики человека, на что мы должны обратить внимание? Или мы должны его интуитивно распознать и сделать для него программу.

Вадим Опенйога: Да, конечно, есть такие общие моменты. Вы должны распознать, что это за человек, откуда он пришел. И первый тест на эзотеризм, точнее на "шизотеризм". К сожалению, бывают разные люди, с разной предысторией. Кто-то уже у кого-то учился. Самое плохое, если до этого человек учился у каких-нибудь лжеэкстросенсов, лжеколдунов, лжеясновидящих, лжеяснослышащих и т.д. Этот человек пришел с багажом предустановленных знаний. Смело можно назначать двойную плату. Как в анекдоте про Сократа. Когда к нему пришел ученик учиться красноречию, а до этого где-то уже учился. Сократ назначал определенную плату, а ему назначил в два раза больше. Ученик спросил: "Почему в два раза меньше, а не в два раза больше?" На что Сократ ответил, что сначала вас надо заставить забыть все, что вы учили до этого, а потом с чисто-белого листа научить вас ораторскому искусству. К сожалению, самые тяжелые клиенты для индивидуальных занятий это те, кто уже где-то учились. Самые благоприятные - это белые как чистый лист бумаги люди, у которых есть интерес, есть бхава, но нет никакой конкретики.

Это будут самые благодарные люди, вы будете им вдохновенно преподавать, получать массу бхавы ("крошки" от Облака Школы) и они будут много чего получать и все будет замечательно. Тяжелее всего, когда приходят люди вот с таким тяжелым эзотерическим прошлым. Вы будете ужасно мучиться, вы будете что-то говорить, и вас тут же будут не правильно понимать. Они будут думать, что там был сглаз, а вот тут порча. У вас будут руки опускаться, вы им про какие-то логические законы, а они вам будут говорить: Да, да! Я вот хотел сделать практику привлечения денег, начал во все зеленое одеваться и, действительно зеленые доллары ко мне потянулись, так как в умной книжке написано, что подобное притягивает подобное". В особо тяжелых случаях они будут доводить вас. Это будут самые тяжелые случаи. То же самое касается лже-психологов, так как психологов от Бога очень мало. Там тоже пойдет-поедет! Но там немного получше, со здравым смыслом, все-таки с наукой связано.

Студент: Вопрос с единомышленниками с одной стороны возникнет, а с другой стороны решится. Я близок немного к православным кругам. Так вот врачи рекомендуют им заниматься йогой, а их духовные наставники запрещают. Тогда они бояться ходить в залы и идут на индивидуальные занятия. А с другой стороны человеку необходимо общение с кем-то, и он ничего не достигнет и не получит результата, если не будет общаться с единомышленниками. Он не поймет, что такое бхава и как ее привносить в свою обычную жизнь, если он не будет общаться с единомышленниками, а он не будет общаться, если он индивидуальщик.

Вадим: Тут мы касаемся религиозной темы. Мы помним, что мы относимся ко всем религиям с высочайшим уважением. Вы же не знаете, может там человеку Высшее открывается. Даже если эта религия вызывает у вас сомнение. Друзья, вы не опровергаете религии, но и не подыгрываете им. Это не ваша епархия, это не ваше дело. Вы вообще можете этими вопросами не интересоваться.

Студент: Мне кажется, что на индивидуальных занятиях сложнее держать дистанцию. Тут нужна некая отстраненность. Т.е., не распространяться о своей личной жизни и т.д.

Вадим: Я специально собрал здесь всех, кто уже прошел йогу обучения и йогу преподавания. Вы помните, что о своей личной жизни вы вообще должны забыть, если вы преподаете йогу. Вы исполняющие обязанности Облака Школы. Ваша личная жизнь, ваша реальные или мнимые недостатки никого не должны интересовать! Хоть в запой уходите у себя в берлоге. Это ваша личная проблема, от которой йога вас очень быстро избавит, но не дай бог, вы начнете это хоть как-то хоть в каком-то ключе связывать. Как в анекдоте вопрос: «Вы все так же пьете коньяк по утрам?» Здесь такой вопрос, что как бы ты не ответил, все равно плохо получается. Что бы вы ни сказали, касательно вашей личной жизни, работает, на самом деле, против вас. Это может работать «за» только лишь тогда, когда вы уже утвердились, когда вы авторитет. Вот тогда наоборот, чем больше личной жизни, тем больше к вам люди потянутся, так как они увидят, что вы мост. Что вам обычное не чуждо, но в то же самое время вы в йоге, тогда это наоборот плюс. Но это когда будет... А до этого времени не надо. Вот типичные ошибки: приглашать к себе в гости, вести занятие у себя на дому. Вы приходите к человеку домой и сразу все видите, кто он такой, как он живет, тут вы уже ничего не спрячете. Для начинающих вести индивидуальные занятия самые благоприятные условия – это вести где-нибудь на нейтральной территории. Не у себя дома, не дома у ученика, а где-то в третьем месте, в каком-нибудь зале, но никак ни дома, ни у себя, ни у него. Это значительно облегчит вам жизнь.

Студент: Может быть, у человека привыкание друг к другу с различными эффектами. Если, например, парень и девушка, то общение может перерастать в нечто большее.

Вадим: А это вообще бич большой. Надо в йоге преподавание это прописать! Когда вы начинаете преподавать йогу, если вы девушка и вы преподаете йогу юноше, то через вас светит Облако Школы, через вас может светить сам Абсолют, и вы становитесь страшно привлекательны. Вполне вероятно, что те, кто ходит к вам на занятия могут в вас влюбиться или просто вы будете им нравится. И их разочарование будет сильным, если вы потом на них женитесь или выйдете замуж, а потом потеряете этот ореол. Помните, это страшнейшая ловушка на пути преподавания йоги в групповых занятиях. Но этот фактор еще более сильный в индивидуальных занятиях, так как здесь личное общение.

Правильно наш аспирант сказал, что есть группа людей одиноких. Они одиноки по разным причинам: боятся, что их обидят, боятся общаться. Они от этого страдают, они будут как за соломинку хвататься за это общение, они будут в вас влюбляться, они будут страдать, они на вас подсядут. Какая самая главная аксиома в йоге: свобода должна расширяться, вы не имеете права никого ничем порабощать! Даже этот эффект, когда вы ведете занятие и вы такой Гуру, светоч, мечта жизни, если вы юноша для девушки или если вы девушка для юноши, вы не имеете права использовать в каких-то своих отношениях близких, как мужчина и женщина или в сексуальных. Иначе вы получите огромное количество проблем от этого!!! До вас на эти грабли кто только не наступал и сейчас я смотрю, как только начинается преподавание йоги и все погорают они на этом деле. Это очень важный фактор. Поэтому, если чувствуете, что ваши взаимоотношения начинают преодолевать точку некого нулевого варианта, то вы должны дистанцироваться. Случается, что, действительно, вы встречаете свою судьбу, что тоже бывает и очень часто. Когда человек начинает преподавать йогу, человек светится, и сразу же находятся люди, которым он становится симпатичен. Как только это начинает где-то на горизонте проявляться, то вы должны помнить о профессионализме и кодексе чести, вы сначала должны разорвать все отношения, которые вас связывают в йоге, а потом уже на нейтральной почве выстраивать отношения вне йоги. Не должно быть ассоциативной связи между йогой и тем, что вы оказались в постели.

Студент: Если мы работаем с группой и кому-то не понравилось, человек ушел, то мы меньше переживаем, чем, если от нас откажется человек, с которым мы индивидуально занимаемся.

Вадим: Знаете, индивидуальщики иногда так отказываются, что вы даже не поймете, то ли вы ему не понравились, то ли он действительно загружен чем-то. Очень редко встречается, когда индивидуальщик звонит и говорит: «Все, наши отношения разорваны! Вы оказались недостойны, вы опозорили все светлое дело йоги, я отказываюсь от вас!» Вы вряд ли такое услышите, хотя вероятно и такие случаи могут быть. Все зависит от того, что за публика. Кстати, больше всего такая вещь происходит с теми, кто до этого где-то уже учился, у каких-нибудь лжеколдунов и лжеэкстросенсов. Он порвал с ними отношения, а теперь начинает их рвать со всеми остальными. Здесь человека самого несет, это иногда связано с психикой не совсем здоровой.

Студент: Мне кажется, что на индивидуальных занятиях больше нужно знать физиологию, потому, что человек, может быть, захочет как-то усилить свое упражнение, но сам не сможет. И нужно понимать, насколько сильно модно приложить усилие и помочь ему больше прогнуться.

Вадим: Да, грамотный преподаватель должен знать основы анатомии и физиологии, чтобы в первую очередь не навредить ему какими-то упражнениями. И умело адаптировать асаны под возможности его тела.

Студент: Если ты преподаешь группе, то у тебя более четкий график, а с индивидуальными учениками график может быть плавающим. Ему может быть удобно то вечером, то в обед, и ты должен быть к этому готов.

Студент: Занимаясь индивидуально, ты должен дать человеку какие-то рекомендации или программу, чтобы он сам мог заниматься без тебя.

Вадим: Да, совершенно верно! И вот обычно «чевоисы» делают ошибку. Есть такая поговорка: «Поймал мыша, ешь неспеша». Вот они поймают индивидуальщика, и давай его пользовать. Это порабощение, никогда никого не завязывайте на себя. Это вам кажется, что вы кого-то подвязали. Мотив здесь, как правило – деньги, больше будет ходить, больше будет платить. А на самом деле, это вы не его посадили, вы себя посадили. Есть в йоге соблюдение принципа тайны. Вот человек пришел и получил то, что он хочет, а вы получили то, что вы хотите. Вы разошлись как в море корабли: ни вы ему ничего не должны, ни он. Все, свобода! Как только начинается такое подсаживание на себя умышленно или косвенно, ничего хорошего от этого не получается. Поэтому свои индивидуальные занятия всегда вы должны преподносить так, что мы тут поделали какие-то упражнения, а теперь то же самое ты можешь делать один дома. Я вас уверяю, что, во-первых, это только лишь усилит практику, если он дома позанимается. Он поймет, насколько ему проще было заниматься с вами, чем одному. Одному очень тяжело, так как вы помните этот закон, что должен быть ведущий, ведомый и наблюдатель, вот тогда будет прана. Поэтому на занятия приходят и занимаются, а дома не занимаются. Даже если весь день бездельничают, а там целые спортивные залы в распоряжении. Нет фактора, нет сознания, которое держит. За это, собственно деньги и платят. Казалось бы, изучи книжку и дома практикуй, а все равно все в залы ходят, и будут ходить. Потому что в книжке нет праны, а в зале есть прана.

Студент: Мне кажется, что первое занятие для преподавателя будет ключевым, так как он может посмотреть психофизическое состояние человека, чтобы потом он мог спланировать дальнейшие занятия.

Вадим: Конечно, самое первое занятие более сложное. В зависимости от того понравитесь вы друг другу или нет, найдете вы общий язык или не найдете, будет зависеть будете вы продолжать занятия или нет. Естественно, от вас требуется на первом занятии как-то познакомиться с человеком, поговорить с ним чего он хочет. Исходя из этого, уже продумать, что вы будете давать. Но это все надо грамотно оформить, чтобы первое занятие не превратилось в говорильню. К сожалению, такое иногда бывает, человек пришел на йогу, а на первом занятии все выясняли какие у него пожелания или еще что-то. В этом отношении лучше всего начинать с каких-то стандартных моментов, сделать несколько пробных упражнений поз в очень мягком варианте. Спросить у человека, как ему, чтобы очень мягко его включить, а не разговаривать и разговаривать.

Студент: А если, к примеру, преподаватель йоги не очень хочет преподавать этому человеку и имеет ли право преподаватель отказать и каким образом это делать?

Вадим: Кто поразмышляет над этим вопросом?

Студент: Здесь нужно отдельно разбираться. Если уж, действительно, крайний такой случай, когда человек имеет большой багаж какого-то негативного или искаженного опыта в йоге, то здесь уже может быть нарушение моей личной жизни, второго принципа йоги. Т.е. ты видишь, что ему лучше не йогой заняться, а рассмотреть свою жизнь.

Студент: Здесь нужно применить алгоритм принятия решений. Сперва вспомнить, что мы свободны. Можем уйти, а можем не уйти. А там уже смотрим, если мы приняли третий принцип йоги. Там не сказано, что помогай тем, кто тебе нравится, там говорится – помогай всем, кто хочет. А тем более человек говорит: «Я хочу заниматься йогой!»

А ты говоришь: «А я не хочу!»

Вадим: Да! «Девушка вы танцуете? А я пою!»

Студент: А можно по телефону спрашивать, какой вид йоги хочет человек?

Вадим Опенйога: Здесь ситуация такая, что для начинающих вести индивидуальные занятия лучше вообще не ввязываться ни в какие разговоры. Лучше всего, когда кто-то третий выяснил что к чему и потом подобрал соответствующего человека и свел вас. Т.е. нужна профессиональная сваха от йоги. Сейчас я надеюсь, что Виктория как-то подключится. Так как девочки на телефоне не справятся с этой задачей. Там нужно поговорить, действительно понять, что человек хочет. Здесь нужен опыт, вы сами вряд ли с этим справитесь.

Студент: А если так случилось, что я поговорила с человеком, выяснила, что он хочет и поняла, что я с этой ситуацией не справлюсь?

Вадим Опенйога: Вот я про это и говорю, что должна быть сваха профессиональная, которая направляет.

Студент: А как тут быть с афоризмом преподавания, что если в первый раз пришел человек, то считай, что никто не пришел.

Вадим Опенйога: Мы так переусердствовали с тем, чтобы не сделать из вас «чевоисов», что я наблюдаю уже другую крайность – жлобство. Когда мы с вами уже такие самодостаточные гуру, что перебираем: «тебя возьму, а тебя не возьму, а ты вообще в первый раз пришел – никто не пришел». Поэтому и требуется всех преподавателей обучать в живую. Все афоризмы преподавания нельзя выдергивать из контекста. Потому что есть и другой афоризм, что если к тебе пришел человек, то к тебе пришел Бог. Или есть еще афоризм, что будешь учить своих учителей. К тебе пришел Учитель, а ты говоришь, что никто не пришел, никого нет.

Студент: Я имею ввиду получение результата, что с первого раза сложно что-то понять, может с третьего уже что-то будет понятно, но навряд ли, а вот с восьмого уже будет более менее понятно.

Вадим Опенйога: Есть такая западная тема, как им кажется очень хорошая, для того, чтобы обманывать людей. Допустим, «10 причин почему вы должны прийти именно в наш йога-центр» или «5 причин почему вы должны купить именно мое барахло» или «11 причин развестись с мужчиной» и т.д. Или пятилетка за три дня, так же как йога за 15 мин. И вот когда вы начинаете давать какие-то сроки, т.е., вы, мягко говоря, клевещите на Высшие силы, если вы сами ими не являетесь. Вы помните, что такое йога – это гармония. В чем критерий гармонии вы не знаете. Даже если человек к вам пришел, то вы в принципе не можете определить, в гармонии он делает или нет. Только он сам может определить. Вы не можете сказать, что за десять занятий я научу вас гармонии. Критерия нет!

Вы можете сослаться на чей-то опыт, что у кого-то было так-то и так-то. Т.е. косвенно как-то описать, что у кого-то так было, может и у вас так будет. Но сказать, что на третье занятие будет просветление или я верну деньги обратно, вы не можете. Это, мягко говоря, сомнительное заявление.

Некоторые люди будут приходить и именно этого от вас и требовать. Это те, которые уже много где побывали и они говорят: «Давайте определимся, на третье занятие я, что буду делать, а на шестое, а на седьмое полечу по воздуху при условии, что погода будет летная?»

Студент: Получается, что если не привязываться к результату, то они вообще разойдутся!

Студент: Есть такой универсальный ответ, он, по-моему, прописывается в комментариях к афоризмам преподавания. Ответ такой: «Вы не можете дать конкретный ответ, когда он полетит или достигнет просветления или Самадхи с объектом или без объекта, но вы даете объяснение, почему нет таких жестких гарантий». Т.е. это дает человеку стимул, а не просто обрубает. Вы говорите, что если будете исполнять все гармонично все от себя зависящее, соблюдая теорию, принципы и практики, то вы к этому точно придете, но когда не известно.

Вадим Опенйога: Я хочу сразу вам сказать, что процент людей, которые будут требовать такой четкости очень маленький. И, как правило, это самые не благодарные люди, которые просят быстрее, чем вы успеете что-либо объяснить. В этом отношении есть такие люди, которые то ли себя не нашли, то ли не нашли своей школы йоги, они прыгают с одного места в другое, им не сидится, у них зуд какой-то. Вы вряд ли чем-то им поможете, поэтому особо комплексовать не стоит. В то же время самые благодарные ваши последователи будут скромно молчать, это опыт показывает. Но это не значит, что вы не должны отвечать на вопросы. Вы, действительно, должны сказать, все объяснить.

Студент: Если человек приходит и говорит, что мне нужна какая-то могущественная мантра и ему нужно только одно занятие? Он говорит: «Я сам буду практиковать. Дайте мне ее, и я уйду".

Вадим Опенйога: Тогда вы скажете, что вы посвящения в мантры не даете, а вы действительно не даете. Вы в лучшем случае поможете сделать первые шаги в это грандиозной науке – Мантра-йоге. За одно занятие не чего не получится. Лучше вежливо отказать. Лучше сразу отказать, чтобы потом не получилось, что кто-то одно подумал, а кто-то другое.

Студент: А если просто человек захочет одно занятие пройти, попробовать.

Вадим Опенйога: Это вполне вероятно. Вот представьте себе психологию человека. Например: в книжке я прочитал, что йога – это класс, по тем или иным причинам я не могу посещать групповые занятия, стесняюсь или я публичный человек. Ч другой же стороны вот так себя обязывать и подписывать себя неизвестному мне преподавателю на годы – это покупать «кота в мешке». Поэтому вот такая практика пробного занятия – это очень хорошая практика. Вы говорите: давайте попробуйте одно занятие, а там вы определитесь, будете вы продолжать или нет. За это одно занятие вы должны дать какие-то вводные упражнения, посмотреть, что человек знает, чего не знает, поговорить с ним, чего он хочет, позаниматься с ним пока он не высказал своего более четкого мнения. А потом в конце занятия вы скажите: «Если будем продолжать, вы звоните, тогда будем составлять индивидуальную программу лично под вас». Если позвонит, то будете составлять, не позвонит - не будете.

Следующий момент, на котором все обжигаются. Вы будете вести индивидуальные занятия только по предоплате. Но это уже не будет ваша проблема, если вы у нас будете практику проходить. Потому что если человек заплатил, то он приходит, если не заплатил, то он не приходит и не платит. К сожалению, такой процент людей очень большой, поэтому здесь лучше наперед определиться, чтобы сразу все было в порядке.

Студент: Есть афоризм, что не надо после группового занятия спрашивать понравилось или не понравилось, а здесь, наверное, все-таки стоит спросить у человека.

Вадим Опенйога: На самом деле эти афоризмы нужны, чтобы ввести вас в преподавание, а когда вы уже стали супер-пупер профессионалы, то вы можете в первый раз человека увидеть, затем дать ему позу, а потом спросить понравилось или нет. Но это уже высший пилотаж, это приходит с опытом. Но здесь тоже надо быть аккуратным, если человеку не понравилось, то он перестанет ходить.

Студент: А как приемлемо получать обратную связь?

Вадим Опенйога: Самый лучший способ через администратора. Вот как раз та нулевая точка, где никто никому ничего не должен.

Студент: А если на занятие хочет прийти семейная пара?

Вадим: На самом деле, здесь щекотливый вопрос есть, все по обстоятельствам. Во-первых, вы должны понимать, что есть финансовый вопрос. Муж и жена одна сатана. Иногда это сплачивает семейные пары, поэтому мы разрешаем, а иногда, наоборот, дискомфорт появляется. Бывает, что для жены, куда бы муж ни пошел, главное, чтобы рядом. Не отпускает на йогу. Разные бывают мотивации, их надо учитывать. Но это уже тонкости личных отношений.

Помните, если к вам пришел человек на индивидуальные занятия, то пришел сам Бог, сам Шива или сама богиня Шри. Вы в лепешку должны расшибиться, но увеличивать их свободу, помогать, чтобы им стало хорошо. Если у вас есть мотивация, чтобы на них деньги зарабатывать, то знайте, ни денег не заработаете, ни удовольствия не получите, а запутаетесь только и будет вам плохо. Если ваша мотивация помочь, если к вам пришел человек индивидуально и вы ему помогаете, то знайте, будет бхава. Если будет бхава, то будет прана, а уж если будет прана, то и все остальные свои проблемы вы решите. А если во главу вы поставите деньги, то вообще ничего не решите и останетесь без денег. И это уже многократно пройденный алгоритм!

Это не значит, что вы должны бесплатно преподавать. Вы помните, что вы не имеете права преподавать бесплатно. У нас это прописано в йоге преподавания, а в индивидуальных занятиях – это еще более актуально. Некоторые решают таким образом набивать руку на родных и близких. Большей глупости придумать сложно. Никогда на родных и близких не набивайте руку!

Студент: По поводу отзывов. У нас же есть форумы отзывов. Один для преподавателей школы, второй для себя, чтобы потом восстановить практику и третий для поиска единомышленников. Можно ли сделать для индивидуальщиков форум, чтобы они могли как-то общаться. И на сколько это приемлемо?

Вадим Опенйога:Нет, это не приемлемо. Как правило, индивидуальщики они, поэтому и индивидуальщики, что они не приемлют публичности по разным причинам.

Студент: Может быть, какую-то базу вести индивидуальщиков?

Вадим Опенйога: Ни в коем случае! Так, сегодня был министр, завтра будет олигарх. Это щекотливый момент.

Студент: А как им искать единомышленников, как им перейти этот барьер?

Вадим Опенйога: А это не ваша проблема! Они пришли у вас йоге учиться, а не искать единомышленников. Когда они придут к вам и скажут, что мы пришли к вам искать единомышленников, вот тогда и будете искать единомышленников.

Еще есть один психологический момент. Я любил ходить в баню, в обычную заштатную. Там собирается коллектив. И до тех пор, пока они не начали мной интересоваться, я туда ходил. Как только они проявили чуть больше внимания из самых хороших, самых дружеских расположений, я перестал туда ходить. Так как я хочу ходить туда, чтобы отдыхать, а не напрягаться, чтобы никто не спрашивал как у меня дела. Я туда не для того, чтобы отвечать, что у меня все хорошо, а чтобы меня там никто не видел и не слышал. Я вообще даже предпочитаю не знать никого в лицо. Пусть они там меняются, у них своя Вселенная, а у меня своя. Мы пересекаемся только по одному поводу: я заплатил денежку, чтобы попариться, а они мне это обеспечили. Мы разошлись, и я хожу туда до тех пор, пока чувствую свободу. Почему я должен отчитываться, почему я в тот раз не был, что на работе. Я не хочу заводить эти связи, потому что это ассоциативные связи и по ним будет утекать прана. Может, я не хочу никого ни видеть, ни слышать, ни с кем разговаривать.

Это, к сожалению, проблема индивидуальных занятий. Если слишком сильно свяжитесь с человеком, начнете излишне интересоваться: «А как там здоровье бабушки вашей кошки?» и т.д., то вы получите такую картину. Сначала вы подсадите на себя человек, он будет считать, что у него свой личный инструктор йоги: «Вот пойду, поплачусь, за жизнь поговорю». Потом он перестанет ходить, без объявления войны. Вы только программу на 20 занятий расписали, а он не пришел. Потому что у него прана внутренняя закончилась, так как тут навязывается общение. Бывают такие ситуации в жизни, когда не хочется общения. И это очень тонкая грань. С одной стороны нельзя быть холодным и безразличным, но в то же самое время нельзя уж сильно влазить в его жизнь.

В особенности для людей богатых и занятых, которые сделали себя сами, а не олигархи, у которых век короток. Если человек богат и занят, то они крайне приятны в общении, они легко идут на контакт, улыбаются и смеются. По той причине, что они потому и преуспевающие, что у них есть избыток праны. Но этот избыток праны – это тот ресурс, который они тратят, это как невидимые деньги, которые они каждую секунду платят. У такого человека бывают моменты, когда они хотят эту прану где-то взять. А взять можно только из одного источника, своего Высшего Я или Абсолюта, как кому нравится. Так вот нужно место, где богатым, сделавшим себя самим людям можно расслабиться, не тратить прану, а получать. И должны быть такие условия, где будет нулевая атмосфера, где они не будут что-то на вас тратить и в то же самое время, чтобы они могли погрузиться в себя и вообще о вас забыть.

Вы помните, что вы не можете научить йоге, вы только лишь можете сделать условия, чтобы йога сама была. И если вы делаете такие условия, чтобы человек сам переоткрыл, то все богатые люди будут ваши. Если начнете слишком уж навязчиво что-либо предлагать, то наоборот их оттолкнете. Причем, вы будете в полной уверенности, что и он и вы ему навстречу, а он тратит свою прану. Но он пришел сюда, чтобы получать прану, а не тратить. Это такой очень тонкий психологический момент! На сегодня все.

Последнее изменение: пятница, 21 сентября 2018, 20:14