Занятие 14.

Лекция 13. 

Родовая йога

2010.11.09.


Смотреть:

План:

1. Опасности на пути йоги.

2. Важность практического применения принципов йоги и медитации на пожелание счастья всем живым существам.

3. Сочетание индивидуализма и коллективизма в личной жизни, в жизни страны.

4. Стадии развития человека.

5. Жизнь в социуме - возможность ускорить духовное развитие.


На прошлой лекции мы рассмотрели одну из самых больших опасностей на пути человечества, а так как йога - это фактически ускоренная жизнь человечества, то с этой опасностью люди, занимающиеся йогой, как правило, сталкиваются еще быстрее и чаще. Всё, что обычный человек проходит за долгие-долгие жизни, а страны за долгие-долгие столетия, в жизни отдельно взятого человека, который решил заняться самопознанием, все процессы: ментальные, физические, психические, духовные - в значительной степени ускоряются.

И ему приходится сталкиваться иной раз с по-настоящему эпохальными моментами в течение одной своей жизни. Напомню вам вывод из предыдущей лекции. Если вы серьезно занялись практиками йоги и почувствовали вкус энергии, почувствовали изменения внутри себя и что-то высшее вам действительно начало приоткрываться через самые разные моменты - медитацию, пранаяму, Хатха йогу, через осмысление приобщенности ко всему живому и, как следствие, к своему лону, народу, стране, миру, но после таких успешных моментов вашей жизни вдруг пришла полоса, которая вас выбила полностью из привычного духовного ритма, полоса потрясений, гнева или эмоционального отклика на окружающие события, то следует быть чрезвычайно осторожным.

В особенности, если вы делаете первые шаги в направлении изучения йоги, если вы только недавно начали пропускать большие объёмы тонких энергий через себя, только недавно прикоснулись к высотам медитации или раскрытия сознания после практики. Если у вас еще не было такого долгосрочного опыта переживаний и состояний, то вот тут возникает опасность превратиться в фанатика-маньяка. Причем, можно сказать, с самыми благими намерениями. Не из себялюбия, не из-за эгоизма, не из-за желания прославиться, обогатиться, а просто из-за ощущения переживания глубинных моментов и невозможности гармонично сочетать их с интеллектуальным осознанием.

Если в таком состоянии вы чувствуете желание делать какие-то резкие телодвижения, то остановитесь немножко и поразмыслите: не является ли это своего рода ловушкой для вас. Если вас будут записывать в камикадзе или террористы, и вы вдруг сами решите что за Родину, за великие идеи готовы пожертвовать своей жизнью, то остановитесь и поразмыслите: действительно ли это так.

На этот вопрос, безусловно, нет однозначного ответа. В разные периоды времени, в разные эпохи бывают разные ситуации. Да, действительно, бывают моменты вашей личной кармы и вашей личной дхармы, когда вы должны, что называется, идти с автоматом в руках и Родину защищать. Но, как правило, гораздо чаще это будет подмена понятий. Когда вы, не разобравшись в более сложных процессах, протекающих в жизни, при помощи своего разума, в первую очередь, с позиции доброты, анализа ситуации со всех сторон будете решать её на одних только лишь эмоциях.

Знаете, есть такая детская игра, где кидаешь кубик и постепенно передвигаешь фишку с одной позиции на другую. И есть определённые позиции, встав на которые, ты скатываешься на несколько уровней назад. И вот такое явление, которое называется таким емким словом «фанатизм» и «экстремизм», как то место, куда, не дай Бог, попадает искатель истины или самопознания. Он и глазом не успевает моргнуть, как его подхватывают те или иные идеи, и он начинает создавать политические партии, организовывать марш-протесты, вести религиозные или расовые войны.

Такой человек начинает с пеной у рта доказывать, что только их секта единственная, что только их философское или религиозное движение имеет право на жизнь, а все остальные ошибаются. Всех остальных людей надо направлять, а если люди не слушаются, их надо заставлять - будет возникать насилие. Вот такие у вас переживания и ощущения возникают. Знайте - всё идет по плану! Не пройти этого нельзя, а проходить очень опасно.

Вопрос этот связан, в том числе, и с устройством нашего организма, более тонких его структур. Я сейчас сознательно избегаю этой темы. Существуют определенные каналы, центры, чакры, ответственные за те или иные проявления эмоций. И как только мы начинаем копать вглубь, мы волей-неволей начинаем их задевать, а они начинают резонировать, и малейшая несправедливость, которая до этого в жизни нас оставляла равнодушными, вдруг начинает превращаться в идею фикс, и мы с маниакальной последовательностью начинаем переводить её в гнев.

Друзья, это касается всех сторон в жизни: взаимоотношения с социумом, взаимоотношения с близкими для вас людьми - мужем, женой, детьми, родителями, друзьями, соседями, начальниками или подчиненными. Это определенная стадия, которую все должны пройти, и это очень опасный период в жизни.

Если у человека есть Учитель - духовный Учитель, Учитель с большой буквы, Учитель в йоге - то он, безусловно, оберегает ученика, пребывающего в таком состоянии, от глупостей. Но, друзья, наша карма сложилась так, что мы не имеем доступа к Учителям, которые бы по первому нашему требованию, по первому щелчку пальцами, вдруг сами, великие, спустились к нам со своих Гималаев и начали нас оберегать. Карма, вероятно, у нас достаточно дурная в этом отношении, вероятно, когда в предыдущих жизнях к нам Учителя приходили, то мы их игнорировали. В этой жизни нас не так часто могут оберегать Учителя, поэтому в этом отношении йог-одиночка или йог, который идёт этим методом переоткрытия йоги вне какой-либо школы йоги, вне среды единомышленников, на свой страх и риск, чрезвычайно рискует.

На мой взгляд, те сильные личности, которые оставили в истории кровавый след и деятельность которых мы до сих пор не можем оценить, то ли деяния их были положительными, то ли отрицательными - это в какой-то степени, недоучившиеся в той или иной системе самопознания люди. Не имеет значения, была ли это йога или какая другая система самопознания, но такой человек достигал больших высот, когда начинал ощущать единство рода, и как следствие, у него появлялась способность управлять массами.

От долгих практик появлялась отточенность разума и, как следствие, сильные интеллектуальные способности в следующей жизни. Много чего положительного получает человек, занимающийся самопознанием. Но какой-то пункт был не отработан, и в следующей жизни человек рождается с высочайшим уровнем способностей, но остаётся глух и слеп в отношении более основополагающих законов Вселенной, в первую очередь, закона доброты.

И мы видим ужасающие следы, которые оставили эти личности. Тот же Наполеон. Поэтому вы должны быть готовы к тому, что рано или поздно, занимаясь системой самопознания, вы станете на тот же самый уровень. И не дай бог, если вы пойдете по этому кровавому пути террористов-экстремистов. Еще раз я хочу подчеркнуть этот момент, что в таком состоянии разум - очень верный слуга. Он может любые факторы интерпретировать в свою сторону.

Махатма Ганди сделал духовный подвиг в истории человечества, а именно практически бескровно Индия получила независимость от Великобритании, хотя все прочили моря крови. Махатму Ганди на это действие сподвигла Бхагават-гита. Это небольшой фрагмент Махабхараты, описывающий очень сложное состояние людей при выборе поступков. У нас, как правило, Бхагавад-гита известна в большей степени в связи с деятельностью тех или иных индусских течений, но на самом деле этот текст самостоятельный, очень интересный и поучительный. Так вот, Бхагавад-гита сподвигла Махатму Ганди на то, чтобы осуществить практически эти преобразования, но как ни странно, та же Бхагавад-гита, как утверждают, способствовала тому, что молодой фанатик-маньяк убил Махатму Ганди.

Один и тот же текст, одни и те же мысли, но в одном случае - это подвиг, в другом - это чудовищное преступление. Разум может взять любой философский трактат, любые поучения и вывернуть их совершенно причудливым образом в сторону тех эмоций, которые вам самим будут казаться правильными.

Безусловно, мы в МОЙУ очень четко понимаем эту опасность. Поэтому у нас обучение йоге, обучение самопознанию начинается с зубрежки первого принципа йоги. И еще важный этап - медитация «Да будут все живые существа счастливы!», где мы призываем ментально проигрывать один сюжет: ты сталкиваешься с людьми тебе близкими, любимыми, незнакомыми, чужими и, в то же самое время, злыми и отвратительными тебе врагами, и всем им желаешь счастья. Мы последовательно внедряем эту медитацию «Да будут все живые существа счастливы!» для студентов, начиная с первых же минут.

Как осуществление первого принципа йоги до самого выпуска и даже после выпуска напоминаем, чтобы каждый день вспоминали о первом принципе йоги, принципе доброты и непричинения вреда всему живому. Эти два этапа проходит каждый студент МОЙУ, прежде чем он будет получать множество своего рода разноречивой информации. К тому же нам надо убедиться, что самое главное мы до студента донесли, что эта информация не пойдет во вред самому студенту и не пойдет во вред человечеству. И обычного интеллектуального понимания первого принципа йоги недостаточно. Нужна практика его переживания, в частности, через эту медитацию.

Мы предлагаем студентам самые разные упражнения для реализации первого принципа йоги. И это продолжается до тех пор, пока на подсознании (знаете, как рефлекс у человека) не вырабатывается нежелание причинять вред. Не на уровне разума, друзья, не на уровне каких-то философских обоснований, а на подсознании, на очень глубинном уровне подсознания. Так как рано или поздно, когда вы подойдете к пробуждению этих фундаментальных энергий, и действительно возникнет рокочущая ясность, ярость, ощущение несправедливости, ощущение страдания всех живых существ и желание расправиться с каким-нибудь тираном, деспотом, то в этот момент разум будет скорее ваш враг в духовном плане, чем друг.

А эта глубинная медитация, что нельзя без крайней необходимости, подвергаясь всплескам эмоций, творить зло, более того, привычка думать даже и о врагах, даст вам паузу между вспышкой гнева и тем моментом, как вы скинете автомат Калашникова и начнете расстреливать своего врага. И эта пауза, может быть, в долю секунды, спасёт вас. Иногда небольшая пауза спасает и вашу жизнь, и вашу карму, и всё на свете. Нам постоянно пишут: «Ну, почему вы долдоните нам про первый и второй принцип, почему вы не бережёте наше время, мы это уже слышали, мы это уже знаем». Пишут, что уже читали, что надо сократить курсы.

Но есть определенные моменты, которые должны вас пропитать. Принцип добра вас должен пропитать, чтобы вы чувствовали зло и ощущали нежелание в него вовлекаться. На самом деле, это всё равно рано или поздно приходит, когда человек устает от зла. Он просто уже не может злиться, потому что нет никаких сил. Но это, как правило, приходит, когда человек полностью израсходует весь свой жизненный потенциал и сделает огромное количество глупостей.

Обычно это наблюдается в семейной жизни: муж и жена сперва живут замечательно, потом нарастают противоречия, потом претензии, потом ругань, ругань идет по нарастающей, по нарастающей, по нарастающей. И рано или поздно просто и муж, и жена устают ругаться, так как потеряно очень много праны, времени, уважения друг к другу. Точно так же и в жизни. Друзья, это более серьезно, чем кажется! Это всё кажется тривиальным, понятным, много раз вы это слышали и услышите еще много раз, но доходить истинный смысл до вас будет еще очень долго.

Теперь идем дальше: мы свели все свои рассуждения к дилемме - индивидуализм или коллективизм. Понятно, что если вы живете один, не пересекаетесь с сообществом других людей, то фактически у вас нет точек трений, и вы можете совершенно не вовлекаться ни в какие экстремальные виды деятельности во имя других, потому что этих других нет в вашей жизни. С другой стороны, если же вы живёте в коллективе, то, безусловно, есть ощущение рода и есть опасность того, что эта волна вас подхватит, и вы либо начнёте делать какие-либо глупости сами, либо под этим влиянием, эффектом толпы, начнёте делать глупости.

И вроде как такая опасность есть, но вот парадокс: один вы можете прожить какое-то время жизни в течение одного воплощения, но для того чтобы родиться в следующий раз, вам как минимум нужны будут родители, а родители - это кто-то из социума. Поэтому мы не можем в одиночестве быть. Мы с одной стороны вынуждены быть в социуме. И самый суровый вопрос встанет рано или поздно - как сочетать индивидуализм и коллективизм. Или как сочетать в вашей личной жизни ваше желание жить так, как вам хочется, чтобы никто на вас не влиял, а с другой стороны, чтобы интегрировать вашу жизнь так, как вам хочется, гармонично с жизнью окружающих вас людей.

И на первый план выходит понятие закона. Это те правила игры, по которым вы взаимодействуете с социумом, с окружающими вас людьми. И помимо таких чисто юридических законов, так же еще вплетаются законы эмоциональные. Они, как правило, никак не прописываются в тех или иных кодексах, так как имеют более эмоциональный характер, но тем не менее, они так же важны. Итак, вы, скажем, можете жить среди социума, не нарушая законы этого социума. Идеальные законы - когда ваша свобода в минимальной степени ущемляется свободой общества, в котором вы живете.

Вы можете с презрением относиться к окружающим вас людям, как к быдлу или еще как-нибудь. Или вдруг вы являетесь богатым человеком и начинаете кичиться своим богатством. Опять же мы подходим к очень интересной такой стороне вопроса, как эмоционально взаимодействовать с социумом. И рождаются опять же конкретные рекомендации: если вы богатый человек, то не надо кичиться свои богатством, потому что это у других членов социума, находящихся на другом уровне, в том числе и степени самоосознанности, может породить огромное количество эмоциональных реакций, совсем вам не нужных: зависть, злобу, ревность, недовольство.

Хорошо, если же все-таки вы нащупали тропинку, как вам жить в социуме и при этом быть максимально свободным от социума, и в то же самое время, ощущать свою причастность к социуму. Эти положения звучат совершенно противоречиво, и кажется, что их невозможно состыковать. Но в этом и заключается феномен жизни - в примирении, на первый взгляд, непримиримого. Точнее, в плоскости логики и разума коллективизм и индивидуализм невозможно примирить в принципе. А вот с позиции сверхлогики - не бывает одного без другого. И это не только можно, но и нужно сделать. Если вы найдете эту примиряющую тропинку, то вы выйдете на свой личный путь дхармы. И ваша жизнь будет подчиняться ведическому закону Рита, фактически приводящему вас все к более высокому уровню самопознания.

Но история показывает следующую закономерность. Об этом мы читаем в древних трактатах, об этом свидетельствуют, в том числе, жизни современных йогов и йогинь, ставших на путь самопознания. Эта закономерность заключается в следующем, что мы в своем духовном развитии абсолютно все проходим три стадии существования, о которых мы говорили на предыдущих лекциях: это уровень Пашу, уровень Вира и уровень Дивья. Эти термины сформировались в более поздних ответвлениях ведической мысли, в многочисленных тантрах, но в них очень изящно всё объясняют простым языком, поэтому мы придерживаемся именно их.

Итак, друзья, каждый из нас в каких-то моментах своей жизни еще мало чем отличается от животных и соответственно состояния Пашу. Какие-то моменты нашей жизни уже больше соответствуют состоянию Вира, и даже уже наблюдаются какие-то проблески Дивьи. Не бывает трёх разных, полностью оторванных друг от друга, состояний, которые переживает человек. Как правило, мы все - конгломераты состояний с преобладающим тем или иным качеством. Скажем, дикий человек в большей степени Пашу, но иногда склонен себя проявлять и как Вира, а иногда в своей мудрости сравнивается и с Дивьей.

Точно так же мы, обычные цивилизованные люди, у нас скотской природы поменьше, хотя бы по той простой причине, что все мы получили школьное образование и высшее образование, совсем скотами нас назвать уже нельзя. Но бывают моменты, что мы мало чем от них отличаемся и в этом смысле мало чем отличаемся от диких людей. Стоит нам попасть в определенные обстоятельства жизни, в определенные условия, как всплывают наши кармические санскары, наши неосознанные впечатления из предыдущих жизней. Мы на какой-то момент начинаем жить по шаблону, который был присущ нам, когда мы были чуть ли не животными.

Но всё-таки в большем объеме мы демонстрируем качества, именуемые Вира: решительность, интеллект, желание что-то менять в своей жизни. Человек в состоянии Пашу инертен. Он всего боится, ничего не хочет. То ли не хочет, то ли не может. Трудно определить грань между «не хочу» и «не могу». А вот человек в состоянии Вира уже в большей степени живет по принципу: «хочу и могу» и начинает чего-то достигать: в карьере, в жизни - в чем угодно.

Опять же нам не чуждо состояние Дивья, первые проблески того уровня существования, на котором находятся Учителя и Учительницы йоги. Почему мы можем сделать такой вывод? Очень просто: все присутствующие сейчас здесь сидят и слушают лекцию по йоге, или слушают ее в записи, а могли бы потратить это время совсем по-другому - в каких-нибудь чувственных удовольствиях, просто в тупом оцепенении или в какой-то лихорадочной работе. Вместо того, чтобы сидеть и лекцию слушать, лучше, может быть, на работе часок лишний поработать и пару долларов вечно зелёных заработать. Но у вас приоритеты сместились, потому что вы понимаете, что, как говорил Остап Бендер: «Не в деньгах счастье, а в их количестве». Вы понимаете, что надо работать головой, а не руками, то, что надо иногда делать перерыв, а еще лучше - подумать о вечном.

Вот эти первые проблески мысли о том, что, если ты победил в крысиных гонках, ты не перестал быть крысой, фактически делают нас немного Дивьей (даже само осознание этого). Но опять же, это ненадолго. Завтра у вас кончатся деньги, и вы, как миленькие, побежите опять в упряжке в очередной крысиный забег. Про людей, которые живут в состояние Дивья, мы сказать мало что можем, это состояние Учителей и Учительниц человечества, но как и везде бывают разные степени проявления тех или иных качеств.

Об этом мы читаем в многочисленных древних йоговских трактатах. Я постоянно привожу пример про Учителя, который, безусловно, находился в состоянии Дивья, но какое-то стечение обстоятельств привело к всплыванию бессознательных отпечатков, его кармы с предыдущей жизни. И он, как следствие, скатился из состояния Дивья в состояние Вира, а затем в состояние Пашу. И только лишь его ученик спас его от такой безвременной смерти.

На основании этого мы можем сказать, что и Учителям и Учительницам человечества определённого уровня так же иногда свойственны разные состояния жизни. Я не говорю об абсолютных Учителях человечества, которые называются уже освобожденными при жизни. Это те люди, у которых в принципе нет кармы и соответственно нет никаких затмевающих отпечатков, у них в принципе не может быть скатывания вниз. Но как среди обычных людей редко встречаются люди, интересующиеся самопознанием и йогой, так же редко среди йогов и йогинь встречаются Учителя, у которых нет внутренней кармы.

Итак, все пребывает смешанном состоянии. И общее направление эволюции следующее: «У каждого святого было прошлое, у каждого грешника есть будущее». Любой святой, даже тот же йог или йогиня, у которых не осталось следов кармы, точно также, как и мы с вами, проходил периоды уровня Вира. И все те мысли, которыми мы живём сейчас, ему были не чужды. Также когда-то были времена, когда он жил на уровне Пашу, мало чем отличающемся от уровня животного. Я напоминаю вам, что градация не в этом. «Я» у мудреца, «Я» у обычного человека, «Я» у человека дикого — равновелики, а вот степень неведения разная. Все Учителя проходили весь тот путь, который мы сейчас с вами проходим.

И когда-нибудь мы с вами рано или поздно достигнем уровня Учителей. Но эта тенденция понятна нам сейчас, на уровне, когда мы отточили разум. Разум, конечно, вещь хорошая, правда, не определяющая в духовном плане, но во всяком случае, ускоряющая духовные процессы. До тех пор, пока в человеке преобладают качества Пашу или качества животного, человек в большей степени представляет из себя стадное существо. Такой человек не может жить один, он постоянно ищет свое стадо и живет в строгом соответствии с теми установками, которые в том или ином стаде доминируют. Такой человек, как мы говорим, думает, как все, одевается, как все, интересы у него, как у всех, страхи у него, как у всех, мода у него такая же, как у всех, и он всячески боится выделиться чем угодно: внешним видом, поведением, лексикой, образом мысли, образом действия. Такой человек в первую очередь оглядывается на других людей, прежде чем построить свой дом, он будет продумывать, как будет выглядеть его дом, чтобы он не выделялся.

Итак, человеку с преобладающим состоянием Пашу свойственна стадность, но проходит жизнь за жизнью, и если такой человек проживает свою жизнь в соответствии со своей дхармой, даже неосознаваемой дхармой полуживотного, то рано или поздно он развивает разум. И вот как только начинает развиваться разум, приходят первые проблески состояния Вира.

И вдруг такой человек начинает все в нарастающем объеме видеть противоречия в общении с людьми, окружающими его. Ему становится неинтересно с ними, они ему кажутся глупыми. Такой человек все больше и больше начинает демонстрировать индивидуализм: вот он будет одеваться не так, как все, у него будет своя точка зрения. Он несколько другой, чем все остальные. Иногда это будет выглядеть как полное пренебрежение интересами окружающих.

То есть мы видим опеределенную закономерность: пока человек на уровне Пашу, коллективизм ему свойственен, но как только он начинает переходить в состояние Вира, ему начинает быть свойственен индивидуализм. И, как следствие, такой человек с каждым воплощением, с каждой жизнью чувствует все большую и большую оторванность от тех людей, среди которых он родился, среди которых он провёл детство, юность, жизнь. Такой индивидуализм, безусловно, начинает проявляться как махровый эгоизм. Такой человек в первую очередь думает больше о себе, чем о других.

Человек на уровне Пашу может быть и рад подумать не о себе, а о других, да вот беда - мозгов еще не наработал таких, чтобы какие-то коварные планы строить, как бы себе пожирней кусок урвать в ущерб ближнему своему. Получается, что человек на уровне Пашу в нашем понимании более добрый, более открытый, незамысловатый, простой, в какой-то степени надёжный. У него не будет задних мыслей, у него не будет каких-то коварных планов, и живёт он, в общем-то, стадно. В первую очередь, он посмотрит, что вокруг все делают, прежде чем самому на что-то решиться.

А человек, который выходит к первым проблескам Вира, сперва проявляется как эгоист: «Ага, я отточил разум, а что это все на поле работают, что это я буду вместе с ними на поле работать, нет, я как-нибудь себе особую роль придумаю». С одной стороны это может проявляться через желание эксплуатировать оставшихся недалёких членов своего сообщества по племени, по роду, по народу.

Но, правда, этот индивидуализм, который возникает вместе с разумом, имеет и обратную сторону. С помощью разума человек может какие-то вещи придумывать неординарные, нетривиальные. Вот все односельчане впряглись в плуг и пашут, а он посидел-посидел, подумал и решил: а если лошадь впрячь, будет быстрее, лучше. Разум человека-индивидуалиста позволяет иногда качественно решить те проблемы, которые человек не может решить в состоянии Пашу.

И как правило, такой человек в состоянии Вира с отточенным разумом начинает преуспевать. Он, мало того, что не будет заниматься, по его выражению, «дурной» работой, он придумает себе статус, а также будет придумывать и придумывать себе всякие механизмы, облегчающие жизнь других. И, как правило, будет более сыт, в большей безопасности, чем остальные, но вот одна беда - его страдания начинают расти. Если человек дикий, он еще многого не понимает и счастлив в своем первобытном состоянии, ощущая энергию счастья и радости бытия жизни, а вот человек с уже отточенным разумом начинает умничать, ему приходят разные мысли в голову - помимо творческих мыслей, начинается самокопание. И вот такие вот мысли начинают его угнетать.

Мы встречаемся с самого разного рода проявлениями страдания, которые сам человек себе придумывает, например, зависть, ревность. В большей степени они проявляются, когда разум уже значительно отточен. Животное если не сталкивается с чем-то, оно и не думает ни про зависть, ни про ревность, и злобы у него нет. Если оно голодное, оно кого-то убьёт и съест, а если оно сытое, то ради развлечения никого не будет убивать. А вот у человека разумного уже другие эмоции, заставляющие совершать его те или иные поступки.

Как правило, человек в состоянии Вира с развивающимся разумом становится все более и более несчастливым в жизни. И рано или поздно это заставляет его задуматься о смысле бытия или о природе своих несчастий.

  И это первый шаг на пути к интеллектуальному осознанию духовного вектора развития.

Такой человек с отточенным разумом ставит цели и достаточно быстро их осуществляет, он получает власть, деньги, уважение, лучшее место у костра, самый лучший кусок мяса. Вот он ест этот кусок мяса у костра и понимает, что хочет чего-то другого, а чего, он и понять не может сам. Он понимает, что всё преходяще, и у него возникает какая-то тоска. Он начинает сталкиваться с явно отрицательными сторонами жизни, такими как смерть, болезни. Человек дикий, если кого-то убили, попереживал-попереживал и забыл, а человек с отточенным разумом уже начинает это все интерпретировать: все смертные, все умрут, все подвержены болезням и так далее.

Это первый импульс в сторону поиска ответов на эти вопросы, но еще раз хочу подчеркнуть, что этот человек, как правило, еще абсолютнейший индивидуалист. Я сейчас перепрыгиваю довольно большую продолжительность времени эволюционного развития человека в состоянии Вира. Рано или поздно такой человек приходит к желанию самопознания, он начинает искать единения и комфортных условий для себя. Начинает противопоставлять себя: вот я, а вот вокруг меня общество, хорошие, милые люди, но быдло, если так разобраться.

И такой человек начинает всячески искать некие духовные системы или вести уединенный образ жизни. Потом эти поиски все более начинают облагораживаться: попадают ему в руки те или иные трактаты по йоге, по другим философским, религиозным системам. И вот, смотришь, он уже уединился в пещеру, уже медитирует, уже какие-то упражнения делает. Более того, еще быстрее начинает идти процесс оттачивания разума, приобретения даже сверхспособностей.

Но вот, опять же, два фактора его отличают: во-первых, нежелание общаться с другими, тем более с людьми, на его взгляд, которые находятся на более низком уровне развития, чем он, а во-вторых, у него тоска. Что-то неуловимое исчезает. Вот написано в книжке, что тебе откроется самадхи и что там с тобой произойдёт, а вот что-то и не открывается. И действительно, никогда не откроется, пока человек не победит эгоизм.

И постепенно, постепенно эта скорлупа индивидуализма начинает им рассматриваться, как вспомогательный инструмент. Что да, она действительно помогла развить ему разум. Да, это была вынужденная мера, когда он был существом коллективным, но должен был побыть какое-то время в одиночестве, дабы произошла некая качественная самотрансформация, подобно тому, как гусеница в коконе превращается в бабочку. Пока она превращается в бабочку, лучше, чтобы вокруг никого не было.

И вот, рано или поздно у всякого йога, который идёт действительно в направлении успешном, в сторону самадхи и высших целей, наступает следующая стадия: такой человек начинает ценить общение, но к этому общению он приходит на качественно новом уровне. И он опять становится в известном смысле человеком социальным. В том плане, что для такого человека высшее гораздо легче увидеть через другого такого же человека, как он. Другой человек, как зеркало, показывает, чем он является на самом деле. Поэтому человек, достигший этого уровня, понимает, что самое большое счастье - это общаться с себе подобными. Вообще, общаться с жизнью - это счастье, а общаться с себе подобными - это самая большая роскошь, которую можно позволить себе в этом мире.

И такой человек возвращается в социум, чтобы искать себе подобных, он начинает ценить себе подобных. И как следствие, возникают многочисленные ашрамы. И самое интересное, когда человек находит себе подобных, вдруг его духовная эволюция несравненно ускоряется в сравнении с тем, когда он был один. И вот только лишь пройдя этот путь одиночества и вновь ища единомышленников, человек становится на прямой путь, чтобы выйти на третью стадию — Дивья. Если первая стадия Пашу - это в большей степени коллективизм, стадия Вира - это индивидуализм, то затем опять приходит состояние, которое нельзя назвать ни индивидуализмом, ни коллективизмом. Оно начинает сочетать в себе и то, и другое.

Человек, прошедший одиночество, с одной стороны самодостаточен, в отличии от человека Пашу (имеет свои взгляды, намерения, точку зрения), но, с другой стороны, так же как и Пашу, он склонен к общению с себе подобными. Такое соединение несоединяемого. Поэтому и говорят, что человек сначала уходит из социума, проходит период одиночества, чтобы на качественно новом уровне вернуться в социум. И уже с себе подобными духовный процесс идёт многократно быстрее, и выводит его на такие высоты, где нет разницы, в одиночестве ты или в социуме. Ты не испытываешь дискомфорт, ни оставшись один, ни будучи среди других людей, и наоборот, ты очень сильно радуешься, когда вокруг тебя единомышленники.

Возьмите человека Пашу и оставьте его одного - это для него самое страшное наказание. Говорят, что тюремное заключение в одиночной камере считается самым страшным наказанием. В тоже самое время, мы читаем про древних йогов или йогинь, которые, изучая ту или иную практику, просили замуровать их на многие годы в пещере. Получается, то, что для одного страшное наказание, другой сознательно выбирает в качестве способа духовного подъема. Индивидуалист с ужасом думает об окружающих его людях. Он боится, что они будут вмешиваться в его жизнь, мешать, досаждать, ущемлять его в его проявлениях.

Человек, который прошел эту стадию индивидуализма и вышел на более высокий уровень, этого абсолютно не боится, и он умеет найти гармоничное сосуществование с кем угодно, где угодно, когда угодно, то есть он приближается к свободе. Индивидуалисту только кажется, что он приближается к свободе, отстраняясь от общества. На самом деле, невозможно быть в таком состоянии независимым от общества, можно лишь на время уединиться. Вот такую картину я вам описал, и вполне конкретные выводы вы можете из нее сделать. И это, друзья, жизнь.

Сделаем выводы: во-первых, тот факт, что вы действительно иногда хотите побыть один на один и насладиться Вселенной - это очень положительный фактор. И время от времени надо это желание осуществлять, для того, чтобы вернуться в социум на качественно новом уровне.

Второй момент: как только вы начинаете общаться с себе подобными, ваша духовная практика начинает ускоряться во много раз. Йоги об этом очень давно знали. Я говорил, что любая практика, которая проводится в месте, где множество людей, идёт, как правило, в несколько раз быстрее для каждого участника, чем если бы он занимался один. Вот представьте: у вас идеальная пещера в Гималаях и никто вам не мешает, нет проблем ни с едой, ни с чем нет проблем, сиди, медитируй, умные трактаты читай, разные виды йоги практикуй. Ни на работу тебе надо бежать, ни о родителях, ни о детях тебе не надо заботиться. Никакие социальные потрясения тебя не волнуют, вообще ничего на свете тебя не волнует. Казалось бы, очень замечательные условия! Вы начинаете практиковать и двигаетесь очень успешно.

Но самое интересное, если вы окажетесь среди единомышленников, и даже если у вас не хватает времени, у вас проблемы, вам надо заботиться и о родителях, и о детях, и постоянно мир трясется - то революция, то кризис, но у вас все-таки будет небольшая возможность, немного времени практиковать с единомышленниками. Мало того, что вы достигаете того же самого уровня, вы достигнете большего. Это высочайший момент, который понимает человек, лишь поднявшись над своим эгоизмом. Пусть пока даже он склонен вести индивидуальный образ жизни, но у него уже есть понимание того, что многочисленные совместные практики йогов и йогинь позволяют в несопоставимое число раз ускорить достижения в практике.

Теперь рассмотрим этот вопрос с позиции Родовой йоги. Итак, мы с вами помним, что существует понятие жизнь. Существует много живых существ, находящихся на разных уровнях самоосознанности, и, как следствие, кто-то Пашу, кто-то Вира, кто-то Дивья. И каждое живое существо стремится к свободе, к свободе безусловной. И в то же самое время Вселенная даёт больше, чем мы способны пожелать: она даёт авансом нам человеческую жизнь, возможность жить в тех или иных условиях.

И существует некий другой закон, утверждающий, что душам, находящимся на разном уровне самоосознанности, выгодно взаимодействовать. Их свобода вместе больше, чем свобода по отдельности. Поэтому и существует то, что называется социум, род, народ, мир. То есть более выгодно в плане вашей личной свободы взаимодействовать с самыми разными душами и с животными - и с людьми еще недалёкими, и с равными вам по уровню, и с теми, кто уровнем повыше. И если это общение приведено к гармонии, то выигрывают все. Свобода каждого, начиная от животного вашего домашнего, заканчивая профессором философии, возрастает, а по отдельности нет.

В действительности этот фактор прост, это как разделение труда. Вам не надо заниматься всеми делами одновременно, каждый будет заниматься чем-то своим, а на высвободившийся ресурс делать все, что вам заблагорассудиться, это очень эффективно. Это даже экономическая в большей степени модель. Но как вы понимаете, мы имеем набор живых существ на самых разных уровнях развития интеллектуального, морального, психического. Это самая разношерстная публика. И требуется сила, которая эту самую разнородную публику объединила вместе, после чего каждый из них мог бы воспользоваться увеличившейся свободой. То есть необходима некая объединяющая сила, которая одинаково доходчива как для человека дикого, у которого интеллекта нет, так и для интеллектуалов - профессоров философии, великих мудрецов йогинов, то есть на всех.

И такая сила, как раз и есть то, о чем мы говорили в предыдущих лекциях. Эта сила жизни. Сила жизни вообще и её подразделения, такие, как сила конкретного вашего Рода, которая переплетается с силой Рода других, и все это переплетается в гармоничное целое. Все, что объединяет каждое живое существо в йоге, называется Прана. Нечто чрезвычайно странное, что может переходить из Энергии в Сознание, но оно доходчиво до всех.

Сила жизни доходчива и до самого глупого, и до самого умного, и до самого духовного, но и до самого бездуховного. Это жизнь. Все понятия: духовность, бездуховность, ум, глупость - они имеют смысл, только если есть фактор жизни. Вот так мы имеем общие нити, лучи, связывающие нас всех.

Поэтому когда человек на уровне Пашу, то он начинает воспринимать эти импульсы не разумом, а скорее инстинктами, спинным хребтом, как собака, например, что есть род, а род это что-то большое, что за него можно пожертвовать жизнью, что он тебя всегда родит, и что если есть вот эта сила, которая тебя родит, то можно жизнью своей пожертвовать, то есть уже такая сила, которая даёт такой невероятный, невербальный, сверхлогичный сигнал: поступай так-то и так-то.

Для человека интеллектуального существует та же самая сила, но уже воспринимается в большей степени через разум. Ага, моему роду угрожает опасность такая-то, я ощущаю прилив патриотизма, а значит, я действительно должен пожертвовать своей жизнью во имя этого или этого, страну из руин поднимать, промышленность создавать и так далее, то есть всё то, что возрождает и поддерживает жизнь. Та же самая сила действует на Учителей и Учительниц йоги, которые также живут в этом сообществе, но воспринимают эту силу на ещё более высоком уровне. Это уже не инстинкт и не от разума, это уже вариант более приближенный к первопричине жизни, как сказали бы в йоге, на уровне причинного тела.

Природа праны, жизненной силы, везде одинакова. Поэтому толпы, которые на стадионах иной раз в порыве объединяющем что-то начинают делать, поддаются не просто инстинкту. Да, иногда эти поступки провоцируются инстинктом и проявляются как инстинкт, но есть здесь что-то неуловимое. То же самое в образовании тех или иных государств, то же с позиции разума.

Ну и наконец, это четко понимают йоги и йогини, Учителя человечества, которые не отделяют себя от того Рода, откуда они пришли. Считается, если в том или ином роду рождается Учитель человечества, то он спасает на семь поколений в одну сторону Род и на семь поколений в другую сторону. Я не знаю, как эти цифры называются. Если в вашем Роду рождается Учитель или Учительница, о всех ваших предках, даже если были негодяи последние, но сохранили искорку жизни, можно не беспокоиться. И так же можно не беспокоиться на несколько поколений вперед, там тоже всё будет нормально, и не будут ваши отпрыски деструктивными, тёмными личностями.

Итак, сила жизни одинаково действует и на умника, и на глупца, и на философа, и на духовного человека. Это то понятие, с которым оперирует Родовая йога. А как эта сила проявляется? Эта сила проявляется, когда индивид входит в соприкосновение с другими индивидами, составляющими с ним единое праническое пространство. Когда к юноше подходит девушка, то юношу может как током ударить, вся Вселенная у него поменяется, он вдруг влюбляется. Как у А.С. Пушкина: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты...»

Что же произошло? Девушка выступает представительницей этого импульса жизни. Она пробудила в юноше же самом скрытые силы. Тут я отсылаю всех интересующихся к йоге Влюбленности, этому королевскому пути пробуждения Кундалини. Не грубому, когда начинают грубыми практиками как-то вынуждать спонтанные реакции в теле происходить, а красивому.

Та же самая ситуация, когда вы пришли на работу, были разбитым и усталым, и вам ничего не хотелось, вам было плохо. Но вот вы пришли в коллектив, а коллектив самый разный может быть, но вас объединяет единое дело, и вдруг, как невидимая сила - раз! - и вы забыли про свой сон разума, на вас социум повлиял таким образом, что вам все стало видеться в более светлом, хорошем свете. Пока вы были один, вы оставались один на один со своими проблемами, со своим сном разума, со своей глупостью до известной степени, вы начинали заживо разлагаться в своих брожениях мыслей - то не то, это не это, делать ничего не хочется, всё плохо, ничего не хочу. А тут вдруг вы оказались востребованы социумом, и все проблемы как рукой сняло.

Многие люди всю жизнь проработали на работе, как только вышли на пенсию и стали никому не нужными, остались одни. И вроде хорошая пенсия, дача, почёт и уважение, но и ненужность социуму. Смотришь, годик-другой пожил человек на пенсии и умер. Почему? Ощущение ненужности, то же самое, что ощущение оторванности от этой силы. Если есть какие-то другие люди, то они в самом тебе силу жизни и пробуждают, и ты чувствуешь, что ты нужен, что есть духовный импульс, что есть смысл в твоем существовании.

Это одни из самых закрытых тем - темы бессмертия. Существуют реакции, включающие или выключающие систему самоликвидации. Если жизнь моя ничего не стоит, что я вообще здесь делаю? Буду умирать. Это проходит на уровне механизма взаимодействия тонкого с грубым. Наличие других людей вокруг вас, составляющих с вами некую группу, объединяющую вас в том или ином аспекте, даже может в чем-то второстепенном, самым йоговским образом активизирует ваши внутренние, духовные глубины могущества. И пока вы нужны социуму, идёт ваш духовный путь.

Даже если вы не знаете про йогу, но просто чувствуете, что нужны стране. Вы что-то делаете для страны, не для себя лично, не для того, чтобы обогатиться, хотя йога не против обогащения. Ни власть, ни карьера, ни имя себе заработать, а вы просто чувствуете свою приобщенность к чему-то большому, живому. И пока чувствуете - живёте, но вам нужно постоянное подтверждение этого.

Так вот, друзья, это такой закон Вселенной: рано или поздно все оставшиеся в мире из состояния Пашу перейдут в состояние Вира, из состояния Вира, пройдя индивидуализм, вновь будут объединяться, но уже на качественно новом уровне, и не так объединяться, как это было в Советском Союзе или в фашистской Германии, под знаменем тоталитаризма, или как сейчас делают наши друзья в Азии объединение с подавлением личной свободы. Это бомба замедленного действия: каждый член этого общества поднимется на следующий уровень индивидуализма и развалит эту идиллию. Точно так же, как её развалили и в Советском Союзе. Пока были войны, пока были силы, мобилизующие человека, дающие ему ощущение, что он нужен другому, Советский Союз существовал. Когда он начал разваливаться? Когда жизнь более или менее хорошая стала. Это застой называется. Вроде войны нет, вроде все хорошо, а вот надо себе новые джинсы купить, магнитофон. Хочу себе отдельную квартирку, хочу себе машину, то-сё, пятое-десятое. Этот индивидуализм практически развалил советский строй. А существовал Советский Союз, пока был внешний враг. Пока внешний враг есть, вы чувствуете свою значимость. И общество представляет собой единое целое. Внешнего врага нет, и все разваливается.

Это единственный рецепт в отношении государств. Вот есть государство тоталитарное: можно санкции против него вводить, можно бомбить, можно войну ему объявлять, только оно от этого еще сильнее будет. А можно оставить его в покое. И тогда сытая жизнь его общество разложит. Вот такое интересное свойство этой системы. Любая тоталитарная система только крепчает, когда на неё давишь. Любой фанатик еще больше в своей вере убеждается, чем больше ты пытаешься его разубедить. Оставь его в покое или заставь его взглянуть с разных сторон на ситуацию, и вдруг вся эта энергия жизни, которая поддерживала его фанатизм, как вода в песок, уходит, и ему уже скучно что-то там делать, под танки бросаться, дома взрывать, ну неохота.

Был порыв, потому что была востребованность другими членами общества, была общая опасность социуму, а когда ничего нет, нет и энергии рода, нечем и подпитываться. Но существуют фанатичные личности и фанатичные государства, которые успевают наломать множество дров. Успевают войну объявить или еще что-нибудь, тем самым отяготить свою карму, а так бы просто отсиделись, надоел бы им фанатизм, сами бы от него отошли. Поэтому если вы встречаете фанатика-маньяка религиозного, философского, какого угодно, знайте: чем больше вы будете доказывать с пеной у рта, что он не прав, тем больше вы сами будете накачивать его своей собственной праной.

Идем дальше. На самом деле, друзья, это универсальный закон, который позволяет сделать некий прогноз на будущее, что нас ждёт в плане человечества. Исходя из всех соображений, которые мы с вами разобрали, сценарий развития человечества будет примерно следующий: выживет и будет преуспевающим, будет доминировать то государство, которое научится уважению к личной свободе каждого члена общества, но в то же самое время каждый член общества будет подключен к ощущению единства рода, народа страны.

Получится такое гармоничное сочетание, при котором мы возьмём всё самое лучшее, что было, в том числе в Советском Союзе. Вот такой пример: надо было науку развивать, сказали: «А давайте построим в Сибири академический городок!» Но там же ни климата, вообще ничего нет, совершенно ничего нет. Тут же находится академик Лаврентьев, который организует всех своих соратников. И вот уже молодые ученые из Москвы едут, бог знает куда, жить в палатках. Это фактор единства, очень серьезный фактор приобщенности к чему-то большому, целому. Индивидуализм здесь проигрывает. Так вот, нас ждёт следующая попытка сделать государство, не обязательно это будет Россия, которое будет совмещать на первый взгляд несовместимое.

Сейчас мы видим некие государства, которые доминируют, с системами, очень похожими на бывший Советский Союз. На самом деле, друзья, им рано или поздно придётся решать проблему индивидуализма. А это, как правило, взрывная сила, которая СССР в свое время развалила. На Востоке мы видим две страны: Китай - явный выраженный коллективизм и Индию с явно выраженным индивидуализмом. Если раньше было противоречие Восток-Запад ближе к северу, то теперь такое противоречие, по всей видимости, будет ближе к югу. Кто из них окажется более эффективным? Попытки могут быть неоднократные, опять могут окончиться провалом в устройстве нового государства. Будет дубль два, дубль три, дубль четыре, но по-другому всё равно ничего не добиться. Энергию Рода мы не можем не использовать, иначе мы разлагаемся. А при использовании всегда возникает перекос, всегда есть место злоупотреблению, но найти узкую грань тяжело.

В качестве иллюстрации этой мысли, чтобы она лучше до вас дошла, приведу пример из науки, которая, безусловно, никакого отношения к Родовой йоге не имеет, а просто иллюстрирует ту мысль, о которой я говорю. Итак, современные исследования жизни показывают, что сперва были одноклеточные организмы, а потом жизнь заставила их объединяться в многоклеточные.

Причем, друзья, что самое интересное, было, по всей видимости, на протяжении всей истории эволюции несколько попыток совершить вот такой скачок: от одноклеточных к многоклеточным, был период эдиакары. Ему предшествовал другой период, который вспыхнул и так же внезапно исчез. По осадочным отложением зафиксирован еще более поздний всплеск, который, по всей видимости, не имеет отношения к этому предыдущему. То есть у эволюции в первый заход воплотить эту идею не получилось, во второй заход не получилось, в третий… Я уж не знаю, сколько их было.

Потом мы наблюдаем кембрийский взрыв. Всё-таки, нашли то сочетание, когда личная свобода одной клетки в многоклеточном организме как-то изящно сочеталась со свободой всего организма как единого целого. Возникло ощущение чего-то единого. Может быть, случится, что нас ждут политические моменты иного характера, и следа не останется от тупого социалистического загона всех под одну гребёнку. Может быть, следов не останется от американского индивидуализма, а будет что-то новое.

Самое главное, друзья, ухватить правильный вектор эволюции, чтобы мы понимали, куда всё движется и мы выстраивали свою личную жизнь, свою личную свободу в русле, не противоречащем эволюционному вектору. Практически Родовая йога даёт нам ощущение причастности к Роду, к чему-то высшему и предупреждает о том, что нельзя быть фанатиком, спасает от перегибов. Если вы знаете примерную тенденцию, куда что будет двигаться, то у вас больше шансов прожить жизнь счастливо.

Мне иногда говорят: «Ну, о чем вы говорите? Индивидуализм настолько прочно сейчас вошёл в жизнь!» Друзья, я даже в своей маленькой жизни наблюдал крушение незыблемых вещей. Начнем с того, что Советский Союз развалился. Даже не было предчувствия, казалось, это настолько нерушимая махина. При мне советская наука рушилась. Экономических кризисов, когда все эти состояния набирались и терялись, тоже было очень много. И вот даже сейчас, может, если начнет по швам трещать Америка, я не удивлюсь, уже привычка есть. Смотрите, вдруг их модель не сработает, она уже сейчас по швам трещит, уже сейчас все начинают думать, что делать, причем, друзья, это не абстрактные какие-то размышления, а вполне конкретные.

Скажем, есть у вас сбережения денежек, на черный день вы отложили какое-то количество тугриков. В чем их хранить? Эта уже не абстрактная философия. Это уже реальная жизнь. Вот момент сочетания вашей личной свободы, того, что нам так нравится в Америке, с тем потенциалом от ощущения единства нации, которое мы видели в том же самом Советском Союзе, это две крайности, из которых получится что-то жизнеспособное. Подобно тому, как из одноклеточных рано или поздно все равно получились многоклеточные организмы. Все это привело к тому, что мы с вами имеем прекрасные тела людей, ведь у вас огромное количество клеток. Если провести аналогию с людьми на разных степенях самоосознанности, то возьмите вашу нервную клетку и клетку волоса или кожи - это будет попытка соединить «Я» на разных степенях самоосознанности, то, с чего рождается что-то жизнеспособное, единое целое.

Существует мощнейший фактор, который способен внутри каждого из вас пробудить те йоговские силы, о которых вы даже не подозреваете, которые вы бы сами в единоличной практике переоткрывали, может быть, много-много жизней. Этот фактор воздействует на вас и на ваших единомышленников. Единомышленники могут просто своим присутствием, не говоря уже о специальных практиках, о которых говорит Родовая йога, пробудят в вас силы, о которых вы даже не догадываетесь.

Одно из самых таких интересных проявлений, скажем, в йоге - Ньяса йога, где простым прикосновением одного человека к другому, в соответствии с канонами Ньяса йоги, идёт апеллирование к единому потоку жизни, самому потоку рода, народа, страны, Вселенной, всего живого. И так совершенно чудеснейшим образом ускоряются все йогические процессы.

Другой вид йоги — Рита йога, которая в дальнейшем превратилась в парные танцы мужчины и женщины. И смысл не в том, что это красиво, а в том, что при этом происходит взаимное пробуждение потенциала, который вы никогда не пробудете, оставшись один на один с собой, не потратив на это огромное количество жизней.

И Триада, которая вообще идет отдельной строкой, даже касаться её не буду, так как там все построено на взаимоотношениях мужского и женского. Это более узкое знание всего вокруг и поиск ответов на вопросы, связанные с полом. Я могу перечислить огромное количество самых разных йоговских практик, в том числе и совместные занятия Пранаяма йогой, Крия йогой или Хатха йогой в одном месте с единомышленниками, когда от присутствия других людей вы будете получать совершенно уникальный эффект вне зависимости от вашего духовного и интеллектуального уровня, степени отточенности разума.

Почему? Потому что вот эта сила, которая регенерируется, она универсальна. Она действует и на умных, и на глупых, и на духовных. И конечно же, в йоге этим пользуются Учителя. Именно в этом смысл больших ашрамов. Вероятно, в этом же заключен смысл иных объединений людей.

Отличие йоги от этих образований - это предельная открытость. Йога говорит об этом прямо. Если мы будем об этом умалчивать, эти силы никуда не денутся, найдутся люди, которые интуитивно переоткроют или воспользуются древним знанием в своих целях. И начнут, как кукловоды, руководить. А если мы знаем природу этой силы, если о ней знают все, мы можем использовать во благо эту силу, противостоять тем, кто начнет злоупотреблять ей. Ведь многие секты, деструктивные течения тоже используют эту силу. Это то, чего современная психология еще абсолютно не коснулась, во всяком случае, официально.

Меня лично больше беспокоит подготовка преподавателей йоги. И конечно же, те моменты, которые сделают вас более добрыми, открытыми, уберегут вас от глупостей и в то же самое время резко ускорят вашу духовную трансформацию. Они должны применяться для блага человечества. Для блага всех живых существ, но должны применяться не тайно, а открыто. Безусловно, существует некая градация знания, есть тонкости, которые надо давать только проверенным людям, но общие принципы должны знать многие. И это единственная гарантия, что этими силами не воспользуются в преступных целях.

Last modified: Sunday, 26 December 2021, 12:19 AM